Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Образовательный аспект
Объяснение
нового материала.
Чтобы
понять данное явление проведем второй опыт: в колбу нальем воду с
растворенным в ней флуоресцином. Дно
будем освещать указкой (лазером) так что бы луч, преломляясь и выходя,
попадал на экран, станем увеличивать угол падения луча до момента пока луч не
отразится на экран, лежащий под колбой.
|
Схематично
зарисовывают опыт.
|
Что мы
наблюдаем?
|
С
помощью учителя анализируют опыт.
|
При прохождении света из
оптически менее плотной среды в более плотную, например, из воздуха в стекло
или воду,v1>v2 и согласно закону преломления
показатель преломления n>1. Поэтому α>β (рис.): преломленный
луч приближается к перпендикуляру к границе раздела сред. |
|
Если направить луч света в обратном направлении — из
оптически более плотной среды в оптически менее плотную вдоль бывшего
преломленного луча (рис.): то закон
преломления запишется так: (*)
Преломленный луч по выходе из оптически
более плотной среды пойдет по линии бывшего падающего луча, поэтому α<β,т. е. преломленный луч отклоняется от
перпендикуляра. По мере увеличения угла α угол преломления β растет, оставаясь все время больше угла α. Наконец, при некотором угле
падения значение угла преломления приблизится к 90° и преломленный луч пойдет
почти по границе раздела сред (рис.):
Наибольшему возможному углу
преломления β= 90° соответствует угол падения α0.
Попробуем сообразить, что произойдет при α> α0. При падении света на границу двух сред световой луч, как об
этом уже упоминалось, частично преломляется, а частично отражается от нее.
При α> α0 преломление света невозможно. Значит, луч должен полностью
отразиться. Это явление и называется полным отражением света.
|
|
И так мы пронаблюдали явление, которое называют -
|
«Полное отражение света».
|
Вернемся
к первому опыту. Что мы там видели.
|
Свет,
испытывал в трубке полное отражение и
заставлял светиться раствор флуоресцина не только в освещаемом, но и в
горизонтальном, и в другом вертикальном коленах трубки.
|
На рисунке изображен пучок лучей
от источника, помещенного в воде недалеко от ее поверхности. Большая
интенсивность света показана большей толщиной линии, изображающей
соответствующий луч. Угол падения α0, соответствующий углу
преломления 90°, называют предельным углом полного отражения. При sin β = 1 формула (*) принимает вид sin α0=1/n. Из этого равенства и может быть
найдено значение предельного угла полного отражения α0. Для воды (n = 1,33) он оказывается равным 48°35',
для стекла (n = 1,5) он принимает значение 41°51', а для алмаза(n= 2,42) этот угол составляет 24°40'.
Во всех случаях второй средой является воздух.
|
|
Большое место в уроке отведено принципу наглядности: сказанное
подкрепляется чертежами на доске и(или) слайдами презентации. Учитель не
просто доносит информацию до учащихся, а, на основе поставленных опытов,
совместно с учениками выясняет сущность наблюдаемых явлений, демонстрирует
непосредственно сам прибор, строит его модель, объясняет его принцип
действия. Так же в данном фрагменте присутствует сочетание инновационных и
традиционных методов обучения.
|
|
|
| | |