Пятница, 26.04.2024, 11:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Геометрическая оптика

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поурочное планирование

Поурочное планирование учебного материала

Урок 1.

Источники света. Распространение света

Цели урока: раскрыть роль света в жизни человека и природы; дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления; выявить естественные и искусственные источники света; дать понятие светового луча; выявить особенности распространения света.

Основной материал. Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Прямолинейное распространение света. Применение явления прямолинейного распространения света на практике.

Демонстрации. Свечение провода, по которому течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга, свеча. Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана.

Домашнее задание. § 62, упр. 29 (1-3), задание 12(1,2) (для желающих).

Рекомендации для учителя. На уроке полезно заслушать сообщения учащихся об истории искусственного освещении, подготовленные ими заранее. При рассказе об источниках света учитель может воспользоваться дополнительным материалом (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf). На этом же уроке уместно рассказать учащимся о солнечных и лунных затмения, как следствиях прямолинейного распространения света (http://www.youtube.com/watch?v=soPuE9L_F6I)

Урок 2

Отражение света. Законы отражения

Цель урока: сформулировать законы отражения света.

Основной материал. Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Демонстрации. Явления, происходящие на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение света. Явление отражения света с помощью оптической шайбы.

Лабораторная работа «Изучение явления отражения света».

Домашнее задание. § 63, задачи № 1, 2 из упр. 30.

Рекомендации для учителя. После проведения опыта с оптической шайбой и установления на основе анализа экспериментальных данных индуктивного вывода учащиеся выполняют лабораторную работу. Закон отражения света в этом случае формулируется как обобщение экспериментальных данных, полученных учителем и учащимися.

Возможна другая последовательность изучения материала: продемонстрировав учащимся явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред, и введя определения явления отражения света, падающего, отраженного лучей, углов падения и отражения, предложить им выдвинуть гипотезу о соотношении углов падения и отражения. После чего уместно воспользоваться дополнительным материалом, показав учащимся анимацию по данной теме (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf) Затем учащиеся выполняют фронтальную работу и проверяют гипотезы, после чего учителем демонстрируется опыт, и делаются выводы. После того как сформулированы закон отражения света и принцип обратимости световых пучков, обсуждается вопрос о зеркальном и рассеянном отражении света.

Урок 3

Плоское зеркало

Цели урока: объяснить получение изображения точки в плоском зеркале; дать понятие мнимого изображения; выявить особенности изображения предмета в плоском зеркале.

Основной материал. Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Перископ.

Демонстрации. Получение изображения свечи или карандаша с помощью стеклянной пластины. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала.

Домашнее задание. § 64, упр. 31 (3).

Рекомендации для учителя. Возможна разная последовательность изучения материала: демонстрация — анализ результатов — выводы — подтверждение выводов построениями с использованием закона отражения света или построение — выводы — подтверждение выводов с помощью эксперимента. Следует уделить особое внимание понятию мнимого изображения. При рассказе об отражении параллельных лучей в зеркале учитель может воспользоваться видео материалом (http://www.youtube.com/watch?v=4-LoL7q-7Q4).

В качестве дополнительной занимательной информации учитель может рассказать о «Секрете «дворца иллюзий»» (http://class-fizika.narod.ru/p183.htm).

Урок 4

Преломление света

Цели урока: дать понятие преломления света; сформулировать законы преломления света.

Основной материал. Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах.

Демонстрации. Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы. Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы (на усмотрение учителя).

Домашнее задание. § 65, упр. 32 (1-3).

Рекомендации для учителя. Изучение материала начинается с демонстрации опытов; на основе результатов анализа экспериментальных данных делают вывод о закономерностях явления преломления света. Поскольку учащиеся еще не изучали тригонометрические функции, сравниваются углы падения и преломления при переходе света из одной среды в другую. Учитель может воспользоваться анимацией (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf). Следует еще раз продемонстрировать учащимся логику изучения физических явлений и роль эксперимента в этом процессе.

В качестве познавательной, дополнительной информации учитель может рассказать о явлении полного внутреннего отражения и о его применении в волоконной оптике, а также о таких интересных оптических явлениях, как миражи и гало вокруг светил (http://www.youtube.com/watch?v=r26O5wUHTbg&feature=related).

Урок 5

Решение задач: «Отражение и преломление света»

Цель урока: научить решать задачи на отражение и преломление света.

Основной материал. Решение задач на законы отражения и преломления света.

Домашнее задание. § 65.

Рекомендации для учителя. Примерное содержание задач смотреть в приложении (http://www.phys.kemsu.ru/viewpage.php?page_id=79).

Урок 6

Линзы. Оптическая сила линзы

Цели урока: дать понятие сферической линзы, оптической оси линзы и ее оптического центра; рассмотреть свойства собирающей и рассеивающей линзы; ввести новую физическую величину - оптическую силу линзы (и ее единицу).

Основной материал. Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в линзе с помощью оптической шайбы. Получение изображений с помощью линзы.

Домашнее задание. § 66, упр. 33 (2)

Рекомендации для учителя. Изучение нового материала следует начать с введения понятия линзы, её видов (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba081-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf). Целесообразно показать ученикам различные виды линз. Для этого лучше воспользоваться наглядным материалом и показать видео (http://www.youtube.com/watch?v=6HCCFK2igVg). Только после этого ученикам следует рассказать о ходе лучей в разных видах линз (http://www.youtube.com/watch?v=mRwRy24hbg8).

Урок 7

Изображения, даваемые линзой

Цель урока: рассмотреть зависимость вида изображения и его места от взаимного расположения предмета и линзы.

Основной материал. Построение изображения предмета в случае, если предмет находится между собирающей линзой и ее фокусом, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы и если предмет находится за двойным фокусом собирающей линзы. Характеристика полученных изображений. Построение изображения предмета, даваемого рассеивающей линзой и характеристика полученных изображений во всех случаях.

Домашнее задание. § 67, задача № 4 из упр. 34. Подготовиться к лабораторной работе № 10.

Рекомендации для учителя. На данном уроке учителю целесообразно воспользоваться анимацией, для лучшего изложения материала (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf). После изучения основного материала, для закрепления знаний по теме «Линзы» можно рассказать о практическом применении линз (http://www.youtube.com/watch?v=bt5R3tE1LVE).

Урок 8

Лабораторная работа

«Получение изображения при помощи линзы»

Цель урока: научить учащихся экспериментально получать различные изображения при помощи, собирающей линзы.

Рекомендации для учителя. В начале урока необходимо проинструктировать учащихся о порядке выполнения лабораторной работы, а после выполнения организовать защиту работы в группах.

Домашнее задание. § 62-67 (повторить), упр. 34 (3).

Урок 9

Решение задач: «Построение изображений в линзах».

Цель урока: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Основной материал. Источники света. Прямолинейное распространение света. Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света. Получение изображения предмета в плоском зеркале. Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Домашнее задание. § 62-67 (повторить).

Рекомендации для учителя. На уроке полезно рассмотреть построение изображения предмета в фокусе собирающей линзы, между фокусом и двойным фокусом линзы, между линзой и ее фокусом. Рассмотреть изображение, даваемое рассеивающей линзой.

Урок 10

Оптические приборы. Фотоаппарат.

Цель урока: познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – лупы, телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением.

Основной материал. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Виды телескопов.

Демонстрации. Подзорная труба, телескоп-рефрактор школьный, микроскоп школьный, фотоаппараты разных моделей.

Домашнее задание. конспект занятия.

Рекомендации для учителя: В начале урока следует рассказать немного исторической справки о том, что уже древние римляне обратили внимание на "увеличивающую силу” сосуда, наполненного водой. Они знали, что лучи солнца, проходящие через него, могут обжечь кожу, зажечь огонь, хотя вода в нем не закипает. Рассказать о первом оптическом приборе. Далее при изучении нового материала учитель может воспользоваться анимацией (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba084-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_9.swf). На усмотрение учителя можно в конце урока показать небольшой видео фрагмент про оптические телескопы (http://www.youtube.com/watch?v=DWQB6S_tyIU).

Урок 11

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

Цель урока: рассмотреть строение и свойства глаза, работу глаза как оптической системы, объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов.

Основной материал. Строение глаза. Зрение. Близорукость, Дальнозоркость. Очки.

Демонстрации. Модель глаза человека, очки.

Домашнее задание. конспект занятия.

Рекомендации для учителя. В связи с тем, что в разделе "Световые явления" в 8 классе отсутствует тема, связанная со строением глаза, дефектами зрения, коррекцией дефектов, то данный урок учитель может проводить на своё усмотрение, в разной последовательности. Урок уместно начать с рассказа о том, какую важную роль играет зрение в повседневной жизни. При рассказе о строении глаза, о дефектах глаза можно воспользоваться видео фрагментом (http://www.youtube.com/watch?v=mnj06U3g1eM&feature=related). В качестве дополнительной информации учитель может рассказать про гигиену глаз и гимнастику для глаз (http://musoch50.narod.ru/glaz/gigiena.htm

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz